Омаров, М. А.Мурадова, В. Х.2024-01-212024-01-212018Омаров М. А. Инфологическое обеспечение информационной технологии управления дистанционным образованием / М. А. Омаров, В. Х. Мурадова // Сучасний стан наукових досліджень та технологій в промисловості. – 2018. – № 4(6). – С. 146–153.https://openarchive.nure.ua/handle/document/25426Предметом исследования в статье является развитие моделей организации и управления сложной организационной системой на примере организации и управления процессом дистанционного образования. Цель работы – создание набора моделей, которые позволят отобразить взаимодействие между субъектами образовательного процесса в дистанционном обучении, а также между субъектами и объектами этого процесса. В статье решаются следующие задачи: разработка концепции информационной технологии организации и управления дистанционным обучением, создание инфологического обеспечения (модель социального заказа к дистанционному обучению, мультиагентную модель, модель жизненного цикла системы знаний обучаемого, модель нахождения оптимальной периодичности процесса обучения с вынужденными перерывами); разработка концептуальной модели данных (схема БД) для поддержки информационно-ресурсной модели; выработка практических рекомендаций по улучшению информационных систем организации и управления дистанционной формой обучения в системе высшего образования. Получены следующие результаты: проанализирована актуальность научной задачи, сущность которой заключается в повышении эффективности функционирования сложных организационных систем использующих структурированные информационные ресурсы, реализованные в виде платформ дистанционного обучения; построена модель социального заказа к дистанционному обучению; построена мультиагентная модель; построена модель жизненного цикла системы знаний обучаемого; построена модель нахождения оптимальной периодичности процесса обучения с вынужденными перерывами; построена концептуальная модели данных для поддержки информационно-ресурсной модели. Выводы: Построенная мультиагентная модель дистанционной формы образования позволяет более полно отобразить взаимодействие между агентами (субъектами) образовательного процесса, и быть использовано в качестве инфологического обеспечения информационной технологии. Разработанная схема базы данных позволяет хранить всю необходимую информацию для управления процессом дистанционного обучения и манипулировать этой информацией.ukинформационная технологиямультиагентная модельдистанционная форма обучениясистема знаний обучаемогоИнфологическое обеспечение информационной технологии управления дистанционным образованиемArticle